Таро: Опыт толкования старших Арканов (Дурак)
Дурак
Соответствия по Liber 777:
Буква – алеф,
Название буквы – бык,
Управитель – воздух.
Положение на древе – Кетер – Хокма,
Цвета – бледно желтый и небесно голубой.
Боги Египта – Ну, Маут.
Медитация – на ветер,
Греческие боги – Зевс (как андрогин)
Римские боги – Юпитер (аналогично)
Животные – орёл и человек.
Растения – осина.
Магические орудия – кинжал или веер.
Драгоценные камни топаз или халцедон
Ароматы – гальбанум
Растительные снадобья – перечная мята.
Магические силы – прорицание.
Каббалистический мир – йецира – мир формирования.
Тело человека – органы дыхания.
Мифические существа – сильфы.
Болезни в результате неправильной работы – понос.
Не знай!
Для невинности законны все пути.
Чистая глупость – ключ к посвящению.
Безмолвие взрывается восторгом.
Не будь ни мужчиной, ни женщиной, но двумя в одном.
Храни молчание, Витя в синем яйца и ты
Да вырастешь в держателя копья и Грааля.
Блуждай один и пой! Во дворце короля
Тебя ждёт его дочь.
“В духовных вопросах дурак означает идёю мысль, духовность, всё то, что пытается преодолеть земное.
В материальных делах он может, особенно если находится в неблагоприятном элементальном окружении означать глупость, эксцентричность или даже манию. Но главным образом, эта карта представляет изначальный, тонкий неожиданный импульс, воздействие пришедшее неведомо откуда. (Алистер Кроули “Книга Тота”)
В фундаментальном исследовании Таро “Книга Тота”, на котором мы и будет основываться сейчас и далее, Алистер Кроули, уделил этому аркану самое большое внимание – если остальным арканам было уделено от двух до десяти страниц, то “Дурак”, получил больше двадцати страниц самого тщательного анализа. Это и неудивительно – ведь “Дурак”, является нулевым арканом, арканом с которого начинается колода Таро. А значит – в нём берёт своё начало наша психика. Кроули отождествляет “Дурака” с тем изначальным и недифференцированным состоянием когда мужское и женское неразрывно слиты, это состояние первых двух месяцев зародыша, в матке, когда он имеет и мужские и женские черты, это изначальное единство Даосской философии и плерома гностиков, это и то нераздельное единство, психики, когда сознание ещё не сформировано. Кроули обращает внимания что на всех великих людях изменивших историю лежала печать божественного безумия – от “Страдающего эпилепсией погонщика верблюдов Мохаммеда”, до “Провинциального мегаломана Наполеона”. Следуя здравому смыслу можно стать успешным, но не великим. Кроули отождествляет Дурака с “зелёным человеком весны”, эпохи матриархата, Парсфалем, Хур-Па-Краатом и андрогинными божествами – Зевсом Арренотелусом, Вакхом двояким и Бафометом. Внимательно посмотрим на карту. Перед нами предстаёт человеческая фигура, с маленькими рогами, в зелёном одеянии. Он заключен в двойной овал, но его руки, ноги и рога нарушают границы этого овала. Внизу изображены два животных – крокодил и тигр, которые явно настроены к нему агрессивно – тигр даже кусает его ногу, сверху – гроздь винограда, и бабочка. В самом центре карты, на месте фаллоса изображено светящее солнце.
Как было уже сказано, карта изображает самую первую стадию творения, или зарождения. Овал представляет космическое яйцо, первичную сферу, из которой к рождению устремлён творческий импульс. Заметим, что он уже не находится в этой сфере – всей силой своего активного начала выходит за её пределы. Отождествление фаллоса с солнцем – архитепично. Юнг впервые задумался о существовании универсальных единиц коллективного бессознательного, когда его душевно больной пациент не имеющий даже простейшего образования, подвёл его к окну и показал на солнечный луч, произнеся: “Се есть фаллос солнца”, воспроизведя тем самым, древнее архитепическое представление, митраистких мистерий. Солнечный фаллос, указывает на активное, зачинающее мужское начало, тогда как сфера, яйцо – на пассивное, женское, порождающее.
Данную аналогию следует понимать символически, как объединение противоположных начал, не заблуждаясь вслед за Фрейдом, который понимал всё исключительно конкретно. Карта “Дурак” представляет собой, то изначальное состояние, когда противоположности ещё не разделены, но тем не менее, мужское начало, активно стремится выйти из защищающей, но сдерживающей матки космического яйца. Здесь следует вспомнить систему Нойманна где говориться о первоначальном психическом единстве до рождения сознания. Карте дано название “Дурак” или “Шут”, потому, что этот изначальный импульс происходит задолго до формирования сознания как такового, и хотя и устремлён за границы бессознательного, сам по себе пока принадлежит ему. Этот импульс не осознан, не срефлексирован, и представляет собой чистое бытие, в момент его зарождения. Это можно сравнить с тем удивительным ощущением, удивления, и восторга, которое испытывает ребёнок в возрасте от двух до четырёх лет, которое можно определить как “Я есм”. Память об этом событии остается только у некоторых, родившееся сознание, ещё долго остаётся пунктирным, прерывистым сумеречным, пока по мере взросления окончательно не сформируется его центр – Эго. На макрокосмическом уровне этот момент можно сравнить только с “Большим взрывом”, когда впервые из всей полноты точки взрывается бесконечная потенциальность, и начинает неустанно разворачиваться. Это миг предельного наполнения жизнью, изумления и восторга.
Момент рождения сознания, отражен во всех мировых мифологиях, мифом о непорочном зачатии и чудесном рождении. Непорочным, потому, что на субъективном уровне возникает ощущение рождения из ничего, появление из ниоткуда, как бы и нет того материального носителя чуда называемого сознанием. Ещё секунду назад существовала лишь неосознающая себя плоть, комок инстинктов, и вдруг каким то чудесным импульсом, этот комок инстинктов обрёл свет – сознание, солнце, фаллос. Этот миг и есть то подлинное чудо, который существа находящиеся в границах инфантильных религий проецируют вовне, на предполагаемое историческое рождение, которое очевидно невозможно.
По закону психологической компенсации, этот момент чуда тут же сменяется ужасом – в мифологии это представлено всемогущими силами, которые пытаются уничтожить чудесного ребёнка. Посмотрите, сколь универсален этот мотив, Моисея, преследует фараон, который знает, что дитя сменит его, Иисуса – царь ирод, со всей его армией, Персей, Тесей, Геракл, с момента рождения, становились жертвой преследования со стороны могущественных сил, но неизменно, чудом избегали гибели от руки этих сил.
На карте враждебные силы, представлены двумя животными – тигром и крокодилом. С психологической точки зрения их можно рассматривать как, животные образы негативного отца и матери, с оккультной как персонификацию двух опасностей – подчинение, либо огню неконтролируемых страстей, агрессии символизируемой тигром, либо впадание в анабиоз, статику, отказ от движения, замораживания, символизируемое крокодилом.
Посмотрите на Центральную фигуру карты – ему как будто нет дела, до этих животных! У него нет время на битву с ним, он подчинён одной задачи – выйти из круга, устремившись из него шестью конечностями (Две руки, две ноги, два рога). Шесть – число солнца. Животные стремятся отвлечь его, но стоит ему оглянуться, отвлечься, или хотя бы попытаться сбросить с себя тигра, он будет обречен, повторить судьбу Орфея, навсегда оставшимся в царстве матерей. Нет – его рост должен проходить вперёд и вверх, к обретению сознания.
Какие аналогии в мировом искусстве мы можем провести? К сожалению почти никаких. Роман или фильм, уже творения индивидуального, осознающего себя Эго, которое с трудом может воспроизвести тот изначальный импульс. Только в мифологии мы можем найти надлежащие соответствия Все мотивы непорочного зачатия и чудесного рождения, герои мифов, которые благодаря своей невинности, проходили там, все остальные были обречены. Маленький ребёнок не знает что собака злая, и собака просто не может его укусить. Желающему постичь данную тему глубже, рекомендуется для прочтения исследования Джозефа Кэмбелла, “Герой с тысячей лиц”, где самым внимательным образом исследовал архетип чудесного рождения. Вот уже несколько лет я занимаюсь организацией квартирных концертов. Ко мне приезжали немало мэтров второй волны русского рока, которые имеют самый благородный вид славы – широкая известность в узких кругах. У меня была тайная мечта – привести в Калугу САМОГО Константина Арбенина. Мне казалось это нереальным, поскольку собрать требуемую сумму с квартирника невозможно, а договариваться с залом казалось проблематичным – на столь элитную музыку набрать сто человек в Калуге казалось невозможным по определению. Так что мечты мечтами, а реальность реальностью. Но вот в тусовке появляется ОНА! Вообще, появление такой личности, как Ирина, моментально затмившей своей утончённостью и умом всех наших дам, уже событие экстраординарное, но ко всему прочему она заявила, что организует большой концерт “Зимовья зверей”. Естественно, и я, и вся тусовка пытались её отговорить, жалея её деньги, потеря которых означала бы для неё банкротство. Мероприятие было чистой воды безумием, однако точно одержимая неведомой силой, она отвергала все доводы логики и здравого смысла. На протяжении двух месяцев до концерта ей дважды выпадала карта “Шут” (“Дурак”). Открыв первый раз “Книгу лжей” Кроули, она тут же наткнулась на главу, начинающуюся словами “Слушай же меня, о шут”. Концерт произошел, и, более того, успех превзошел все наши надежды, и она почти не понесла убытков. Через пару недель, озадаченный её уникальным архетипическим сном, который я к сожалению не могу припомнить, надеясь получить к нему разъяснение, я решил дать её вытянуть карту из колоды Кроули (факт сам по себе уникальный, если кто читал макса Фрая “Жалобная книга”, то знает, что работа по Таро Кроули осуществляется только в крайних случаях). И что же? Её снова выпадает аркан “Дурак”. Впоследствии у неё произошли колоссальные изменения в жизни, полная переоценка ценностей и изменение стиля жизни. Процесс трансформации в абсолютном большинстве случаев, связан с мучительными переживаниями, (Арканы “Смерть”, “Башня”), однако в данном случае ничего подобного не было – всё происходило легко, свободно и даже играючи. Тем не менее, более впечатляющего процесса трансформации, за исключением личного опыта пробуждения кундалини, мне наблюдать не приходилось. Дурак это начало. Естественность и свобода, но свобода приходящая сама, из ниоткуда, нет смысла пытаться вызвать, активировать эту силу, искусственными средствами – те кто делают так, (о печально известный совет “Быть естественным”), путают зелёное одеяние солнечного безумца, с зеленью крокодила. Трансформация через “дурака, редкостная удача, которая выпадает единицам, для остальных путь чётко очерчен “Вселенной”, “Смертью” и “Башней”.
В заключение я привожу сон, в котором на мой взгляд есть одна из лучших иллюстраций архетипа дурак.
Сон № 70 “Город Дьявола”18.01.2002 Давайте проанализируем этот сон, исходя из тех знаний которые у нас есть. Сон начинается с тупиковой ситуации, которая находит своё разрешение в акте парадоксальной глупости – прицепиться к поезду, погибнуть и воскреснуть. Мы не можем отождествить эту смерть во сне с 13 арканом, поскольку она происходит легко, даже почти незаметно, между смертью и воскресением практически нет паузы, тогда как смерть в символике 13 аркана, всегда достаточно мучительна. Этот акт безумной мудрости в прыжке под колёсами поезда есть первое проявление рассматриваемого архетипа.
Воскреснув, сновидец получает способность парить во воздуху, что окончательно подтверждает правильность соотнесения с “дураком”. Дураку соответствует стихия воздуха, и одна из корневых букв – алеф. Строго говоря все сновидения связанные с полётами, могут быть отчасти соотнесены с этим арканом, но в данном случае это соответствие ещё более очевидно – магия безумия подчиняет стихию воздуха, которая к тому же в оккультной традиции соответствует рациональному интеллекту.
Следующее действие происходит в городе дьявола, где все дома находятся под номером 666. В этом соответствии важно то, что этот сон был увиден мною за год, до того как я принял закон Телемы, и узнал, что число 666 связано не с силами зла, а напротив – силой света, солнца и фаллоса. На тот момент я не обладал информацией, и тем не менее бессознательное подготовило удивительно точный образный ряд, который впоследствии полностью оправдался.
Образ стражей с рогами – двояк. Вспомним, что на карте Дурак изображен с рогами, а символизирует его зачинающую мощь. С другой стороны то, что у одного из них рога были изогнуты в форме луны, а другие прямые, тонко намекает на скрытую андрогинность.
Медвежья шкура соответствует власти великой матери и эону Исиды как таковому. То что за дверью в ад, оказалась природа, подтверждает соответствия – зелёный, естественный природный человек, апрельский дурак.
Важно, что эго сновидящего начав движение вниз, частично сохранило свою власть над стихией воздуха, что в конечном счёте и спасает его от неминуемой гибели в пасти ласки. Две ласки, можно косвенно соотнести с двумя враждебными животными на карте – тигром и крокодилом, и они представляют враждебные духу нескомпенсированные природные силы. Спасение происходит благодаря воздуху, тогда как люди которые не могут оторваться от земли (последовать за изначальным воздушным импульсом рождающегося сознания) обречены на такую же бессознательную смерть, в пасти огромных ласок. Очевидно, что для тех кто вошел во врата раньше времени путь лежит не к новым знаниям и свободе, а к тотальной бессознательности и уничтожению.
Неподготовленному человеку это сопоставление может показаться неподлинным, но тот кто имел опыт путешествий по путям арканов, это соответствие покажется предельно очевидным.