Таро: Опыт толкования старших Арканов (Влюбленные)
Влюблённые
Cоответствия по Liber 777
Буква – зайн,
Значение буквы – Меч,
Управитель – близнецы,
Положение на древе – Бина – Тифарет,
Цвета – оранжевый и бледно-розовато-лиловый,
Египетские боги – боги близнецы – Рехт, Мерти,
Медитация – белый труп,
Греческие боги – Кастор и Поллукс, так же Аполлон в аспекте оракула,
Римские боги – Янус,
Животные – сорока (и мифические гибриды),
Растения – орхидеи,
Драгоценные камни – александрит, турмалин, исландский шпат,
Магическое оружие – треножник,
Ароматы – полынь горькая,
Растительные средства – спорынья и абортивные средства,
Магические силы – способность находиться в двух местах одновременно,
Тело человека – лёгкие,
Мифические существа – зловещие призраки, баньши,
Болезни в результате неправильной работы – пневмония, туберкулёз.
Оракул богов – это детский голос любви,
В твоей собственной душе – услышь его.
Не обращай внимания на голос сирен чувства
Или на фантомный голос разума: пребывай в простоте
И слушай безмолвие.
“Открытость для вдохновения, интуиция, разумность, второе зрение, легкость, легкомыслие, глубокомыслие, лишенное практичности, нестабильность, противоречивость, неглубокий союз с другими, нестабильность, противоречие, тривиальность, высоколобость” (Алистер Кроули “Книга Тота) Кроули обращает внимание на особую противоречивость свойственную этой карте – “Каждый символ само по себе двойной, так что смысл ветвиться, и объединить его можно только при помощи разного рода свадеб”. Эта карта носит двойное название – “Влюблённые” с одной стороны – “Братья” с другой. Братья – это Каин и Авель, “Пролитие крови необходимо, чтобы Бог услышал детей Евы”. Кроули утверждает что знак проклятия на челе Каина на самом деле знак самого тайного посвящения, и эта идея находит своё подтверждение в воззрении некоторых гностиков. В наше время эта идея была блестяще развёрнута в уже не раз упомянутом Романе Германа Гессе “Дамиан”. Влюблённые и братья; любовь и ненависть: в первом параграфе “мистерии объединения” Карла Юнга: “образующие coniunctio факторы представляются противоположностями, как противостоящими друг другу в силу своей взаимной враждебности, так и притягивающимися друг к другу в силу своей влюблённости. Прежде всего они образуют дуаль…”(после чего следует длинный список всех возможных противоположностей). Как видно из карты алхимический символизм здесь далеко не случаен, и хотя Юнг и Кроули не были знакомы с исследованиями друг друга, они несомненно пили из одного источника – исследование Юнга всецело посвящено алхимии, и символы карты влюблённые (как и 14 аркана, но об этом позже) всецело принадлежат именно к символизму алхимии.
Тема этой карты – анализ, за которым должен последовать синтез (Аркан “Искусство”), и эти два процесса мышления находятся в диалектическом взаимодействии.
За обретением сознания, после того, как меч разделения в руках багряной женщины уже ударил (в прошлом эоне с мечём был Христос, ныне Лилит – выводы делайте сами), сознание сталкивается с тотальным разделением противоположностей, и раздвоенностью. Мы уже говорили, что, как только восходит свет сознания, весь мир предстаёт в своём тотальном расчленении и каждое явление в своей отдельности. Эту отдельность, сам принцип, архетип дуалистического мышления и представляет 6 аркан – “Влюблённые”. Кроули пишет, что “На карте изображена Арка из Мечей, под которой происходит Королевская Свадьба”, что намекает на тот самый миф разделения.
Карта состоит из всех мыслимых противоположностей – король и королева (наиболее распространенная алхимическая метафора), белый грифон (небо) и красный лев (земля), белый и чёрный младенец, скрестившие руки. Сверху карты изображены две женщины, ода из которых много соблазнительнее другой – суть Ева и Лилит.
Мифологически этот архетип соответствует с одной стороны мифу о разделении земли и небо, их детьми (сын, гвоздь, иерофант) как, например малазийский миф о разделении ранге и папа, описанный и проанализированный Нойманном в “Происхождение и развитие сознания”. С другой стороны это миф о враждующих братьях, (иногда сестёр – Инанна и Эрешкегаль), наиболее известным из которых является миф о Каине и Авеле, ибо обретение сознания всегда влечёт за собой чувство неискупимой вины, первородного греха – опять же этот факт подробно проанализирован Нойманом в уже упомянутой работе а так же в “глубинной психологии и новой этики”. Мы можем проследить определённую последовательность развития сознания, которая теряется только после десятого аркана – дурак только начинает освобождаться из утробы бессознательного, маг уже отделен от неё, но всё же большими пальцами ног на неё опирается, образы; императора и императрицы соотносятся с материнскими и отцовскими образами, которые вычленены из бессознательного, иерофант уже первый прорыв сознания. Кроули обращает внимание, что это первая карта, где Во влюблённых разделение противоположностей достигло своего апогея – пуповина связывающая с питательной средой бессознательного полностью оборвана, и связь с питательной средой бессознательного потеряна. Эго-сознание находится в состоянии, по меткому выражению Алана Уотса “Закапсулированым в кожу”.
Здесь появляется крайний водораздел между собой и миром; своими и чужими; добром и злом; светом и тьмой, который так свойственен подростковой стадии формирования сознания. Достаточно мучительное состояние разделённости, компенсируется на карте образом купидона со стрелами, который “Представляет бессознательн6ую волю души, объединиться со всем и вся, как уже было объяснено в общей формуле относительно агонии разделения”.
Как правило дуализм рассматривается как нечто исключительно вредное, ибо закон нового эона подразумевает страстное объединение противоположностей. В шестой лекции мы говорили о принципе всесвязности, открытом ещё древними и полностью подтверждённым современной наукой – квантовой физикой и глубинной психологией. Различие, представляет принцип майи, иллюзии, и потому по возможности должно быть преодолено. Однако если мы определим существующий архетип влюблённых, и весь 17 путь соответствий как зло и вред, то мы войдём в противоречие со своими же выводами, ибо принцип если мы исповедуем недвойственность, значит в природе просто не существует ничего исключённого из всесвязности, включая архетип дуализма. Как мы уже знаем, зла как вещи в себе, не существует, однако переизбыток практически любого самого благого архетипа неизбежно приводит к образованию клипот, тени, шелухи. Архетип дуальности, является благом в умеренной степени, без него сознание было бы просто не способно защищатся от враждебных влияний мира и идентифицировалось бы с каждым хаотическим импульсом подсознания. Несомненно, что в новом эоне, ценность дуальности будет значительно ниже, чем в эоне прошедшем, но это не значит, что этот принцип должен быть уничтожен на корню. Осознание и переживание единства – более высокий уровень сознания, но прежде чем он будет достигнут сознание должно сполна пережить осознание двойственности. Иные горе мистики (с одним таким мне приходилось столкнуться лично), идеей недвойственности оправдывают собственную лень, слабость и инфантилизм.
Раздвоенность – только один из аспектов архетипа дуальности – другим немаловажным аспектом которого является архетип выбора. Если Каин и Авель, на карте символизируют скорей раздвоенность, то Лилит и Ева, это несомненно метафора выбора пути. Потому в раскладах появление этого аркана может говорить как о негативной ситуации раздвоенности (дом разделившийся в себе не устоит), так и о ситуации решительного выбора пути, и сделанный сейчас выбор полностью определит дальнейший путь.
В Таро прошлого эона, есть близкий образ – юноша стоящий между двух женщин – Евой и Лилит, но символизм этой карты в новом эоне поменялся радикально. Если Ева и Лилит в Таро прошлого символизировали выбор между добром или злом, служением или анархией, целомудрием или развратом, при чём позитивную сторону представляла Ева, то в символике нового эона выбор делается между сирым человеческим существованием, ограниченным традиционными ценностями семьи, работы и традиционной религии или прыжком из человеческого, путём индивидуации, “последнему безумию – пересозданию самого себя”, как писал Волошин в бессмертной поэме “Путями Каина”. И этим путём повелевает Лилит – госпожа наша.
Каждый сам должен выбрать свой путь – “Вот змея, а вот голубь – выбирай как следует”, сказано в святой “Книге закона”, главной книге нового эона. Вы можете выбрать манную кашу традиционного христианства, либо изысканнейшую рыбу фугу, приготовленную лично госпожой нашей Нюит-Бабалон-Лилит, учение нового эона – телема. Но предупреждаю – далеко не каждый способен насладится её дарами, и иные организмы обречены сгореть лишь прикоснувшись к королевскому учению.
Ниже я привожу сон, который идеально иллюстрирует экзистенциальную сердцевину шестого аркана:
“Я сижу на скамье в электричке. Мы проезжаем какую то станцию, и почему – то эта станция, которая в жизни обычный полустанок, во сне будто станция вся из неоновых огней. Справа в вагон зашла женщина. Она очень красива, яркие, чёрные волосы, от неё исходит какая то огромная дионисийская мощь, в руках у неё гитара на которой она собирается играть. Её песня – это вызов всему застывшему, она говорит что идти с ней, это идти через ад, и только сильный может идти за ней. Я наблюдаю за ней, испытывая восхищение и страх, но тут в вагон, с другой стороны входит другая женщина, в сопровождении странного мужчины, я точно знаю что этот мужчина одет в прозрачную бычью шкуру. У неё светлые волосы и она играет на каком то очень классическом инструменте, типа арфы, и тот час весь вагон начинает слушать её, она поёт о том какой прекрасный и безмятежный мир она создаёт всему к чему прикасается. Всякий кто слушает её никогда и находится около неё, не будет страдать. Весь вагон застыл от её волшебства, так что первая женщина словно и не появлялась, и мужчина стал примерять на всех бычью шкуру, и с людьми в процессе этого стало что – то происходить, они обретали какое то странное счастье. Страшное счастье! Он подошел ко мне, и пытается натянуть на меня бычью шкуру, в ответ на что я стал сопротивляться изо всех сил. В этот миг сопротивления я постиг, что есть только две силы и мы должны выбирать за кем идти”.
Второй сон предельно краток – “У меня в руках два семечка. Я слышу женский голос, который мне говорит: “Ну вот, у тебя два семечка – черное и белое – и пришло время выбирать, какое посадить”.
Любой внимательный читатель сразу определит причастность этих двух снов к разбираемому архетипу – во первых доминирующий мотив выбора пути, а во вторых активное присудствие Лилит, которая в одном из снов символизирует выбор, как и на изображении карты, а в другом как бы из-за кадра говорит, принуждая делать выбор. Связь между позитивным образом Анимы, как внутренней мудрости и САХ, ещё не исследована, однако утверждение Билла Хайдрека, что Святой ангел хранитель как правило появляется в образе противоположного пола позволяет провести эту параллель, что было уже упомянуто в прошлой лекции.