Карты Таро: Опыт толкования старших Арканов (Дьявол)

 

Дьявол

 

Соответствия по Liber 777:

Буква – айн,

Значение буквы – глаз,

Управитель – козерог,

Положение на древе – Тифарет – Ход,

Цвета – индиго и чёрный,

Египетские боги – Хем (Сет)

Индийские боги – лингам,

Медитация – гнилой труп,

Греческие боги – Пан, Приап, Гермес восставший, и Вакх)

Римские боги – Пан и Бахус,

Животные – козел, осёл,

Растения – конопля, ятрышник, корень чертополоха,

Драгоценные камни – чёрный алмаз,

Магическое оружие – тайная сила (лампа),

Ароматы – мускус,

Магические силы – шабаш ведьм, дурной глаз,

Тело человека – репродуктивная система,

Мифические существа – сатиры и фавны, панические демоны,

Заболевания в случае неправильной работы – артрит

 

Своим правым глазом твори всё для себя,

А левым принимай, всё что создано иначе

 

Возможные значения при девинации: “Слепой импульс, неудержимый, сильный и беспринципный, амбиция, искушение, наваждение, тайный план, который вот-вот начнёт исполняться; тяжелая работа, упрямство, жестокость, болезненное недовольство, стойкость” (Алистер Кроули “Книга Тота”).

 

“Я бог, я зверь”, сказал кто-то из великих поэтов. Из всех архетипов большого аркана, пятнадцатый, наиболее соответствует состоянию, которое порождает это утверждение. Неистовый козёл шабаша и вселенское древо, лингам, ось мира, фаллос пронзающий землю и небо.

 

“Знак козерога груб, резок, тёмен, даже слеп, не принимающий в расчёт никаких резонов, обычаев и правил”. “Чистая воля не устремленная к результату, а потому и непобедимая”. Козёл шабаша, Сатурн, Сет, Сатана, Шайтан, представляют эту неистовую, и пугающую энергию творения. Пятнадцатому аркану соответствует архетип Сатурналии.

 

Сатурналии праздновались в конце года, и астрологически соответствовали переходу из стрельца в козерога. Идея Сатурналии, который в наше время мало кто способен понять, восходит к архетипическому представлению, что в конце каждого цикла, мир гибнет, чтобы родиться заново. Но новое рождение – это вторая часть архетипа, которая не может актуализироваться без переживания смерти разрушения и неумолимого крушения мира.

 

Архетип сатурналии это архетип пира во время чумы, когда в преддверье неизбежной смерти, высвобождаются самые тёмные и самые неистовые страсти, дабы в последние минуты цикла получить свою реализацию. Это представление является очень устойчивым, ибо верования многих народов указывают на то, что три последних дня года являются самыми опасными. Вот почему во время оргий сатурналий, упразднялась разница между хозяином и рабом, патрицием и плебеем и все превращались в один неистовый хаотичный клубок страстей. Я хочу особо обратить внимание на глубинную основу сатурналий, которая по своей идее прямо противоположна дионисийским действам, хотя внешне весьма с ними схожи. В основе дионисийского безумия, лежит пик жизни, тогда как безумие сатурническое, это безумие опьянения смертью, но и то и другое находит свою реализацию через оргию, как акт трансгрессии.

 

Архетип пятнадцатого аркана, наиболее часто активизируется в переходном возрасте. Это состояния неподчинения, слепого бунта отрицания и очарования идеей смерти (как известно из статистики психологов, наибольшее число самоубийств, происходит в подростковом возрасте). Однако только единицы, оказываются способны перевести этот слепой бунт в фазу полного разрушения (башни), чтобы потом войти в двадцатый аркан эон. Большинство же по мере взросления неизбежно отступают назад, становясь копией своих родителей, и любое, самое продуманное учение, не в силах изменить этот печальный порядок вещей.

 

Таким образом, сатурналия Дьявола – это шанс к освобождению, шанс, который может привести к полному саморазрушению, либо к последующему перерождению в новом цикле.

 

Думаю не будет большим преувеличением, сказать, что музыкальная и литературная культура второй половины двадцатого века в основном заданна этим архетипом. Основная идея – противостояния героя одиночки, всему миру, при этом действия самого героя во многом направлены на саморазрушение. Это и идеал хорошего бандита – от Бонни и Клайда до Мика и Меллори, эти и Посторонний Альбера Камю, упивающийся криками ненависти идя на казнь, это и огромное количество битнических романов, прославляющих последний пир перед смертью.

 

В музыкальной культуре мы можем рассмотреть идеи выраженные в текстах 95 процентов групп тяжелого рока, чтобы легко идентифицировать в них всё тот же пятнадцатый аркан.

 

Мифологически этот архетип соответствует борющемуся и гибнущему герою – от Ипполита до Прометея. Архетипическая связь чувственности и смерти, уже рассмотренная в контексте тринадцатого аркана, так же близка и Дьяволу. Впрочем преломление этой идеи в этих двух архетипах несколько разное, и прочувствовать эту разницу вполне может помочь медитация над соответствующими картами. Можно сказать, что в тринадцатом аркане тёмный эротизм, является более мощным, более тайным, а шаг навстречу смерти, должен быть осознанным волевым решением, что видно в процитированных в соответствующей лекции снах. Тогда как связь эроса и смерти в пятнадцатом аркане более экстравертное, более публичное, и пример жреца в исступлении выбегающего на площадь и оскопляющего себя при огромном количестве народа, может служить крайним проявлением этого архетипа.

 

С дьяволом у меня связаны ряд любопытных эпизодов, которые я хочу здесь привести. Моё первое прикосновение к Таро, произошло примерно в 16 лет, и при первом же вытягивании карты мне к моей радости выпал Дьявол. Впрочем, человек, который предоставлял мне Таро, разбирался в нём не намного лучше, чем я, и всё что мне было сказано, это убеждённость, в том что у меня сейчас есть мощная сексуальная страсть (это только одна из множества возможных интерпретаций). Когда через три года я стал работать на психологической группе, дьявол вопреки всякой теории вероятности выпадал мне три раза. Правда даже ведущий не обладал достаточным пониманием этого бунтарского символа и интерпретировал его как обусловленность майей (впрочем, подобная интерпретация так же может иметь место, при личности достаточно слабой воли). После этого, долгое время я идентифицировал Дьявола, в юнгианском контексте, как архетип, связанный с проработкой тени, что отразилось в моей первой, ещё ученической работе по Таро. На данный момент я отношу работу с тенью скорей к последнему аркану – вселенная. И только недавно я стал понимать, всю палитру, связанную с этим архетипом.

 

Однажды находясь на рок концерте с Soror К, я, слушая очередного музыканта, я шепнул ей на ухо – “вот пример проявления архетипа “дьявол”. Такого рода обмен мнениями для нас, в общем-то, достаточно обычен, и расширив исследования Таро до исследования вселенной духа, мы добиваемся значительно больше, чем несчастные узкие специалисты со своим строго академическим подходом. Так вот юмор в том, что в следующей песне, припевом шел текст “Я дьявол, я Сатана”, что убедило нас в правильности подхода. Самое забавное в том, что эта история, между нами в точности повторилась через некоторый весьма непродолжительный период, уже на квартирном концерте у меня. Слушая своего гостя, страстно поющего о экстазе смерти, красоте распада, я вновь шепнул Кэт – “Видишь – опять дьявол”, что будто по сценарию нашло подтверждение в следующей песне, где главной темой была игра с Дьяволом в карты. Весь мой опыт говорит о том, что само появление синхронистичных совпадений указывает на то, что исследование происходит на правильном пути.

 

Подводя итоги можно сказать, что Дьявол, это один из самых амбивалентных больших арканов. С одной стороны, прохождение этого пути обязательно, если мы не хотим навеки оставаться “подключенными” к матрице родительских и социальных ценностей. С другой, зависание на этом архетипе, грозит самоубийством, гордыней, искушением и ложным мятежом, который вместо освобождения будет приносить бегство по кругу, а то и иступлённой самокастрацией. Не так давно, я, будучи весьма неслабым магом, оказавшись в поле этого архетипа, чуть было не вышел в окно, и только ряд практик помогли избавиться от гибельного очарования идеей “красивой публичной смерти”. Тот, кто сможет стать повелителем пути пятнадцатого аркана, и полностью подчинит себе слепую силу, может считаться магом высочайшего уровня.

 

Ещё одна тайна, раскрытие которой может вызвать весьма неожиданные последствия, это тайна скрытого антиномического родства между Дьяволом и Повешенным. Проигравший дьявол, согласно закону энантиодромии неизбежно оказывается в состоянии повешенного. Здесь ключ к пониманию идеи родства Христа и антихриста (“Мы с тобой как братья, дыма и проклятья, с вечной властью над людьми” (Ария)), и предсмертному крику Ницше о себе как о “Дионисе распятом”. Теология христианства мертва без дьявола, пишет Томас Манн, а, как известно самые ярые сатанисты, часто становились столь же ярыми христианами. Некоторое представление об этой антиномии может быть составлено на основе изучения Романов Достоевского, где всё вращается вокруг трёх архетипов – Луна, Дьявол и Повешенный. О луне мы поговорим в соответствующей лекции, смиренные персонажи, типа Алёши Карамазова, как уже писалось, соответствуют повешенному, тогда как мятежные – Дьяволу (например, Иван Карамазов, или более Яркий пример – Ставрогин). В соответствии с архетипом, вторые либо убивают себя, либо (пример Раскольникова) приходят к смирению. Эту опасность энантиодромии, психолог и маг, оказавшись в связи с этим архетипом должен учитывать и компенсировать неистовую, но слепую энергию дьявола мудростью Иерофанта, или медитацией над идеей равновесия, восьмого аркана.

 

Стоит упомянуть и о исследованиях доктора Станислава Грофа, связанных с перинатальной проблематикой. Гроф открыл, что то, как переживается родовая травма оказывает первостепенное психологическое влияние. Согласно его учению процесс родов можно разделить на четыре стадии, переживание которых становятся своего рода базовыми матрицами, которые организуют весь последующий опыт. Как показали его исследования с помощью химических и дыхательных средств изменения состояния сознания, проработка каждой из стадий вызывает переживание определённых архетипических образов. Так вот, третья перинатальная матрица, когда происходит путешествие по родовому каналу, оказывается тесно связана с архетипом дьявола – на этой стадии когда экстаз смешен с болью, рождаются переживания связанные с шабашем, экстазом распада, (вулканическим экстазом, как это назвал Гроф), появлением отвратительных, вместе с тем пленяющих образов и переживаний связанных с садомазохизмом. В этом списке нетрудно идентифицировать, всё те же признаки пятнадцатого аркана.

 

В заключении как уже повелось, мы рассмотрим, то как архетип пятнадцатого аркана, проявляется в сновидениях. В этом отношении мы можем только повторить, то что было уже сказано о проявлении этого архетипа в искусстве. Прежде всего, это идея страстного саморазрушения, сатурналии. Неистовый, безумный бег навстречу своей смерти, рывок, импульс. Ниже я привожу несколько примеров из своего опыта:

 

“Я попадаю в тёмную комнату, где сидят двое. Один из них как мантру читает довольно таки бессмысленное предложение – “Самоубийство, судьбы всех религий, самоубийца снова просит сесть”. Один из этих людей просит меня убить его, другого хочу убить я сам. Я начинаю с первого, замахиваюсь топором, но два удара топора проходит мимо цели, да ещё и топорище слетает. Тогда я буру в руки железную часть топора и с трёх ударов срубаю голову. Уже отрубленная голова, говорит мне – “Спасибо – если б ты только знал, какой это кайф””

 

“Я еду на машине, хотя знаю, что у меня нет прав. Я почти не умею водить, и постоянно совершаю какие-то ошибки. Внезапно я вижу, что меня начинают преследовать ГАИ. В этот момент я чувствую отчаяние, смешанное с экстазом, и начинаю свой “последний полёт”. Я жму на газ, и, считая секунды, лечу навстречу своей судьбе, ибо понимаю, что теперь не выбраться. Пролетев пару светофоров, на красный, я слышу скрежет, сталкиваюсь с какими то машинами, но продолжаю ехать, развивая всё большую скорость. Наконец, оказавшись перед забаррикадированной дорогой, и жму на газ, в миллиметре от столкновения с препятствием я просыпаюсь”.