Карты Таро: Опыт толкования старших Арканов (Звезда)
Звезда
Соответствия по LIber 777:
Буква – хе,
Значение буквы – окно,
Управитель – водолей,
Положение на древе – Хокма – Тифарет,
Цвета – фиолетовый и небесно-голубой,
Боги Египта – Ахепи, Аруэрис, Нюит,
Римские боги – Юнона,
Животные – орёл, павлин,
Растения – Олива,
Драгоценные камни – искусственное стекло,
Магическое оружие – кадило или кропило,
Ароматы – гальбанум,
Снадобья – мочегонные средства,
Магические силы – астрология,
Тело человека – почки,
Мифические существа – водяные нимфы, сирены, Лорелея, русалки,
Болезни в случае неправильной работы – цистит
Пусть вся твоя энергия управляется твоей мыслью,
Сожги эту мысль как феникс.
Возможные значения при дивинации: Надежда, неожиданная помощь, ясность видения, осуществление возможностей, духовное прозрение. Негативные аспекты: ошибка в суждениях, мечтательность, разочарование. (Алистер Кроули “Книга Тота”)
Прежде всего, необходимо понять, что эта карта наиболее связана с Нюит, и первой главной Святой Книги Закона, где дано её откровение. Это формула совершенного экстаза, растворения и гармонии, вечная женственность, порождающая все бытие.
На этом рождается закономерный вопрос, на который нам необходимо ответить на один ключевой вопрос – в чем принципиальная разница между вторым и семнадцатым арканом? Оба архетипа одинаково связаны с идеей вечной женственности, вместе с тем это абсолютно разные её проявления. Если верховная жрица это прежде всего женственность принимающая, Луна отражающая солнечный свет – она “Полностью женственна, полностью девственна”, то Звезда напротив предсталяет активный аспект вечной женственности, которая эманирует все сотворённое из святого Грааля. Окончательный пик активности женского достигается в одиннадцатом аркане, владыкой коего является госпожа наша Бабалон, которая представляет окончательную материализацию Ниюит, после чего энантиодромически переходящая обратно в фазу предельной статики тринадцатого аркана. Семиконечная звезда Бабалон здесь, представлена в своём вихреобразом вращении дважды – в центре потока, который изливает на себя Нюит и в левом верхнем углу. Спираль, вихрь самая активная из проявлений энергии, здесь является в полной мере творящим вихрем – не случайно Алистер Кроули, проводит параллель с новейшими на тот момент открытиями Энштейна и неэвклидовой геометрии. Эта карта – карта творения, которое проявляется как экстаз.
Для многих понимание этой карты может представлять значительную трудность ибо в западном сознании архитепично, соотнесение женского принципа со статикой, а мужского с динамикой. Однако эта примитивная дуальность не более чем иллюзия, к примеру в некоторых индуистских концепциях статической представляется как раз мужская сторона, чистый дух, Шива, который неохотно пробуждается от своей статики танцем Шакти (в наиболее яркой образности это представлено образом Шакти танцующей на трупе Шивы. То же самое изменение порядка статического и динамического можно наблюдать и к примеру в творчестве Гессе, в особенности в романе “нарцисс и Гольмунд”, где жизнь, женственность и эрос соотносятся с непрерывным динамизмом, а мужской дух, религию – со статической и неизменной формной. Близкие к этому идеи можно проследить и у современного писателя Джона Фаулза в романе “Аристос”.
Из вышесказанного, очевидно, что мужскому и женскому принципу в своих разных аспектах свойственна и статика и динамика. Любые линейные и однозначные суждения в этой области будут заведомо ошибочны. Кроули именно в главе посвященной семнадцатому аркану указывает на иллюзорность прямых линий.
Однако Звезду нельзя назвать и только динамической женской фигурой – одиннадцатый аркан представляет её предельный динамизм. Звезда скорей объединяет в себе противоположность второго и одиннадцатого аркана, имеет в себе черты и того и другого.
Между вторым и семнадцатым арканом есть ещё одна разница. Если Жрица, принимая в себя индивидуальность уносит его прочь от мира по ту сторону пропасти, то Звезда будучи силой эманирующей из себя бытие в своём непрерывном экстазе напротив – открывает адепту окружающий мир заново. Испытывая действие этого архетипа человек переживает красоту и совершенство вселенной, и великолепие жизни.
В юнгианской традиции она наиболее точно соответствует Аниме в большинстве её аспектов – она – проводник в жизнь (тогда как, верховная жрица – проводник в дух, над жизнью), но и чаровница, играющая мужчиной по своему желанию.
Символика Звезды с одной стороны пересекается со жрицей, а с другой с Вожделением, поэтому бывает весьма сложно отделить когда речь идёт именно о Звезде. Всё же одиннадцатый аркан, наиболее актуален в молодости, когда страсть и экстаз двигают горы, то постижения мира Звезды, происходит далеко не у многих. Только тот, кто достойно прошел “кризис середины жизни”, и не смирился с положением “повешенного, в конце концов, чувствует на себе благотворные излияния Нюит – вся реальность, предстаёт в новом, преображенном виде.
Чтобы понять чем является женственность семнадцатого аркана стоит для начала понять чем она не является. Это не чисто духовная любовь второго аркана, не материнство императрицы, и не неистовая страсть вожделения. Это – нечто иное, но имеющая в себе все три проявления любви объединённые на совершенно ином уровне, это эротизм, но эротизм, тонкий, изысканный, возможно самым удачным словом будет нежность. Это таинство одного прикосновения, прикосновения лёгкого как лебединый пух, но в этой легкости – вся вселенная.
Из литературных произведений на мой взгляд очень близко к пониманию семнадцатого аркана, подошел Иван Ефремов в романе “Таис Афинская” – эта одна из тех книг, которую не просто можно – нужно прочитать тому кто жаждет прикоснуться к тайне женственности.
Что можно сказать о сновидениях? К сожалению, в моей коллекции нет сновидений которые я мог бы однозначно отождествить с семнадцатым арканом. Должно быть это должны быть особые сны, где эрос встречается с логосом дабы сотворить мистерию экстаза. А вот стихотворение великого русского поэта Осипа Мандельштама полностью передающее чувство соответствующее этому аркану просится само:
…Бессонница, Гомер, Тугие паруса,
Я список кораблей прочел до середины,
Сей длинный водок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся,
Как журавлиный клин в чужие рубежи,
На головах царей – божественная пена,
Куда бы плыли вы когда бы не Елена,
Что Троя вам одна ахейские мужи?
И море, и Гомер – всё движимо любовью,
Кого же слушать мне – и вот Гомер молчит,
И море чермное витийствуя шумит,
И с тяжким грохотом ступает к изголовью.