Карты Таро: Опыт толкования старших Арканов (Луна)

 

Луна

 

Соответствия по Liber 777:

Буква – коф,

Значение буквы – затылок,

Управитель – Рыбы,

Положение на древе – Нецах – Малкут,

Цвета – малиновый и тёмно желтый с серебряными пятнами,

Египетские боги – Кефра (как скарабей), Анубис

Индийские боги – Вишну (аватар матьсья),

Медитация – поведение,

Греческие боги – Посейдон,

Римские боги – Нептун,

Животные – рыбы, дельфин, речной рак, жук,

Растения – одноклеточные организмы, опиум,

Драгоценные камни – жемчуг,

Магическое оружие – сумрак места или магическое зеркало,

Ароматы – серая амбра,

Растительные снадобья – все наркотики,

Магические силы – колдовство, создание иллюзий,

Тело человека – ноги и ступни,

Мифические существа – фантомы, оборотни,

Заболевания в случае неправильной работы – подагра.

 

Пусть иллюзия мира минует тебя незамеченная,

Пока переходишь из полночи в утро.

 

Возможные значения при девинации: “Иллюзия, обман, замешательство, истерия даже безумие, мечтательность, ложность, ошибка, кризис, “темнейший час перед рассветом”, возможность перемен”. (Алистер Кроули “Книга Тота”)

 

Кроули пишет о восемнадцатом аркане предельно чётко: “Луна причастна и к самому высшему, и к низшему, и наполняющему всё в промежутке между ними, – самая универсальная из планет. В своём высшем аспекте она является Связующим Звеном, между человеческим и божественным, как показано во втором аркане. В настоящем же козыре, представляющим её низшую аватару, он соединяет земную сферу малкут и нецах, кульминацию всех форм в материи. Это убывающая луна, луна колдовства и отвратительных деяний. Она – ядовитая тьма, как условие возрождения света. Этот путь охраняется табу. Всё сомнительно, всё таинственно, всё пьянит. Это не благотворное солнечное опьянение Диониса, но страшное безумие пагубных наркотиков”. (Алистер Кроули – “Книга Тота”)

 

Необходимо обратить внимание, на одну важную тонкость – не смотря на то, что восемнадцатый аркан называется “Луна”, что вызывает скорей приятные ассоциации, реальным астрологическим управителем её является рыбы – не луна, и даже не рак – самый лунный из знаков зодиака. Исходя из этого представления, мы можем сказать, что восемнадцатый аркан представляет скорей извращение, искажение женского принципа, ведьма.

 

На своём опыте я знаю, что подобное объяснение не может гарантировать понимания – семантический барьер рассмотренный в пятой лекции, здесь весьма актуален, а слово “ведьма” в наше время используется в очень многих контекстах, большинство из которых скорей позитивны. Тем более что в вопросах добра и зла, в настоящий момент царит полнейшая путаница, ибо в глазах многих христианство полностью дискредитировало саму идею добра, и всё что связано с другой стороной, обретает манящую притягательность. Потому в этой главе, мы должны самым внимательным образом проанализировать, что же подразумевает Кроули под “ущербной луной” и “ведьмой”. Если воспользоваться символикой Таро, можно сказать, что ведьма в позитивном контексте будет относится не к восемнадцатому а к одиннадцатому аркану, тогда как негативный смысл этого слова и должен быть нами самым подробным образом рассмотрен.

 

Прежде всего обратим внимания, что обратим внимания, что речь идёт о ущербной луне, луне теряющей свои силы. Чёрная луна романтиков, не имеет отношения к восемнадцатому аркану, её архетип – старуха, лишенная всякой привлекательности, и цепляющаяся за жизнь, любой ценой. Обратим внимание на архитепическую связь луны с водами, а значит с путём мем и арканом “Повешенный”.Именно в этой параллели мы нащупываем ту нить Арианды, которая позволит на мне заплутать в лабиринте значений. Мы уже знаем что “повешенный” связан с бессознательностью, и диктатурой чувств (воды), культивируемой христианской системой ценностей.

 

Можно сказать, что “повешенный”, это пассивная сторона уроборического инцеста, проанализированного Нойманном, тогда как “Луна” является его активной стороной, то есть совращающей матерью.

 

Эта психологическая интерпретация, подтверждается любопытным наблюдением Юнга: в народе, замечая то, что мы определяем как невротические эдиповы завязки, говоря, что у такого-то мать ведьма. Это актуально в тех случаях, когда либидо сына или дочери, полностью приковано к образу матери или отца. С этим связаны архетипы вампира и пожирающей матери.

 

В контексте, стоит упомянуть о разнице взглядов между Фрейдом и Юнгом на эдипов комплекс. Фрейд, полагал, что активной стороной, причиной является бессознатель6ная психика ребёнка в эдипальный период проецирующая латентную сексуальность на родителя противоположного пола. Юнг понял ошибочность подобного построения и доказал, что сам по себе эдипов период в проходит легко – неврозы появляются только в том случае, если на бессознательном уровне происходит скрытое совращение, и возвратное либидо родителя устремляется на ребёнка. Юнг просто поменял местами причину и следствие, тем самым, создав более адекватную картину психологической реальности.

 

Дабы проиллюстрировать образ совращающего родителя я приведу следующую весьма живописную цитату, моменитировав над которой можно понять суть восемнадцатого аркана:

 

Не влюблены ли мы в маминьку, как Алёша в свою богородицу?

 

– Маминька! Голубица моя! Возьми меня к себе! – стонет как томная горлица краснокожий штабс-капитан Гагин.

 

– Малюточка моя – утешает маминька, – жалею и люблю тебя, как только мать может любить своё дитятко. Да будет из наших сердец едино сердце Иисуса Христа!

 

А генерал майор Головин, водивший некогда фангорийцев в убийственный огонь Багратионовых флешей, теперь у маминькиных ног, лев, укрощенный голубкой.

 

Старая, больная, изнурённая, более на мертвеца похожая, – а я понимаю, что в неё влюбится можно. Страшно и сладостно сие утончённое кровосмешение духовное: детки, влюблённые в маминьку. Только дай волю и затоскуешь о желтеньких глазках, как пьяница о рюмке”. (Дмитрий Мережковский “Александр первый” стр. 302 собр. соч. огонёк 1990г.)

 

Удивительно, что Мережковский до Фрейда проник в природу эдипальной проблемы, и на мой взгляд ему это удалось гораздо глубже и точнее чем самому Фрейду, который видел в Эдипове комплексе только простейшую биологическую проблему.

 

Но, как уже было сказано, восемнадцатый аркан, представляет собой все возможные искривления женского архетипа, и не может быть сведён только к образу совращающей матери. Луна фактически тождественна всем. Как клипот “Императрицы”, это образ совращающей матери; как клипот жрицы, она представляет собой фею иллюзии уносящую в забытье; как клипот вожделения, она искревлённое понимание сексуальности – эрос направленный на разрушение; как клипот “Звезды”, она – пассивная мазохистская установка. Можно сказать, что восемнадцатый аркан собирает в себе всё худшее, что есть в женском начале во всех возможных проявлениях.

 

Эту карту можно было бы назвать старухой, и как мне известно в некоторых кругах, это непризнанное название всё таки стало вторым определением этой карты.

 

Возникает закономерный вопрос: если восемнадцатый аркан, представляет собой только негативное, то это входит в противоречие с базовым положением о том, что каждый аркан по сути своей амбивалентен. Действительно – каково позитивное значение восемнадцатого аркана, и что здесь делает Онубис, которому советует доверится Кроули в “Ночном плавание по морю”?

 

Противостояние ущербной луне (которая согласно одному из преданий питается слабыми душами), есть один из изначальных тестов на выживание для человека. В отличии от Башни, Дьявола и Смерти, эту проверку индивид проходит почти в начале пути, и она неизбежной для всех.

 

В мифологии пути героя, это соответствует уходу героя из дома и разрыву с родителями. Позднее ближе к концу пути, это же испытание появляется на другом уровне в виде архитепической ужасной матери. Но в данном случае наиболее интересна именно это первое освобождение. Если мать закрыла дверь – лезь в окно; нечем резать пуповину, связавшую по рукам и ногам – а зубы на что? Она же всё таки мать – ну тогда сам себе Буратино.

 

В современном кино есть масса примеров удачных и неудачных истории сепарации. Самым ярким из таких примеров пожалуй будет шедевр символического кино Алехандро Ходоровоского “Святая кровь”.

 

Рассмотрим символику собакоголового Анубиса. Он здесь – тот же эдемский змей, голос к странствию. Сознание ещё слишком слабо, чтобы принять дар напрямую от змея, (вспомним повешенного, где змей кусает в пятку). А вот Гермес Анубисна входе в подземелье и хаос тут в самый раз. Именно он, даёт возможность нарушить главную святыню совращающей матери – неведение и войти в мрак подземелья неся свет греха. (подробнее – смотри лекцию о гностицизме).

 

Положение восемнадцатого аркана на древе – коф, между малкут и нецах, то есть между земным планом и неким спроецированном идеальном обрезе, который может быть максимально увиден отсюда. Как будет проявляться Нецах – Афродита – зависит от того от какой точки отсчёта мы к ней подходим. От солнечной Тифарет – это совершенное испытание перерождением – тринадцатый аркан смерть, от интеллектуальной Ход, это полное разрушение старых установок ума – Башня, от царственного Хесед, это щедрость изобилия и благополучия Колеса Фортуны. Но устремившись к ней от малкут, мы получаем только туман и дымку иллюзии. Дело в том, что когда сознание человека начинает освобождать содержания своей психики от проецирования на материальные объекты (то есть освобождаться от цепей малкут), перед индивидом появляется выбор – полностью отдаться поднявшимся из подсознания инстинктивным содержаниям и остаться бессознательным, либо следовать по пути осознания тени – путь Тау.

 

Самой яркой из известных мне литературных иллюстраций восемнадцатого аркана, является небольшой, но весьма убедительный рассказ Зинаиды Гиппиус “Яблони цветут”, с которым я весьма рекомендую ознакомится.

 

В сновидениях архетип восемнадцатого аркана, проявляется в темах инцеста, превращения в животное, засасывания в болото, добровольной кастрацией а так же сны связанные с вампирами и потерей крови. Кровь – архитепический символ энергии с одной стороны, и связи с другой. Потому кровопотерю в сновидениях можно рассматривать с одной стороны как, потерю энергии в результате вампирической активности ущербной луны, а с другой, как нерушимость кровных связей.

 

Иногда, как в приведённом ниже примере в сновидении содержится не один, а несколько тем связанных с указанным архетипом, и тогда, мы точно можем говорить о действии архетипа восемнадцатого аркана:

 

“Я и мать находимся в лесу. Внезапно она начинает превращаться в пантеру и совращать меня. Я ощущаю бессилие и бесполезность сопротивления, я ощущаю, как с каждой её (полуженщины- полупантеры) лаской я всё больше теряю себя и растворяюсь, мои руки начинают превращаться в лапы пантеры. Я слышу нечто похожее на её голос, она говорит, что теперь мне ничего не будет нужно, я получу величайшее счастье и покой, став зверем. Я испытываю нечеловеческий ужас перед тем, что со мной происходит, и всё же бессилен что-либо изменить. Сквозь всё более сгущающийся мрак ко мне доносится другой женский голос: “Сопротивляйся, пока есть хоть какая-то сила, сопротивляйся”. Но увы, всё что я могу это – только замедлить, отодвинуть неизбежность. В холодном поту я просыпаюсь”.

 

Заметьте, что как бы низко не происходило падение и потеря осознанности в глубине всё равно звучит тиий голос, который призывает не сдаваться и пройти всё до конца. Этот голос, мы можем отнести либо к Гермесу Анубису, либо к Аниме проводнику из пятого аркана. Главное задача лишь услышать этот голос, и тогда нам станут понятны слова Кроули: “Какие бы ужасы не терзали душу, какие бы гнусности не отвращали сердце, какие бы страхи не нападали на разум, ответ один и тот же на каждой стадии – “как же великолепно это приключение””.