Карты Таро: Опыт толкования старших Арканов (Солнце)
Солнце
Соответствия по Liber 777:
Буква — реш,
Значение буквы — голова,
Управитель — солнце,
Положение на древе — Ход — Йесод,
Цвета — оранжевый, золотисто-желтый,
Египетские боги — Ра и многие другие,
Индийские боги — сурья,
Медитация — свет,
Греческие боги — Гелиос, Аполлон,
Римские боги — Аполлон,
Животные — лев, ястреб-перепелятник,
Растения — подсолнух, лавр, гелиотроп,
Драгоценные камни — хризалид,
Магическое оружие — ламен, лук и стрелы,
Ароматы — ладан, корица, все благородные запахи,
Снадобья — алкоголь,
Магические силы — красная тинкрура, сила приобретать богатство,
Грехи — гордыня,
Тело человека — кровеносная система,
Мифические существа — блуждающие огоньки,
Заболевания в случае неправильной работы — передозировка, переедание
Давай свой свет всем без сомнения,
Тучи и тени больше не для тебя.
Сделай речь и молчание, энергию и неподвижность,
Двумя равными формами твоей игры.
Возможные значения при дивинации: «Слава, достижение, богатство, триумф, удовольствие, честность, правда, бесстыдство, высокомерие, проявление, излечение — но иногда — внезапная смерть» (Алистер Кроули «Книга Тота»)
Согласно «Книге» Тота, эта карта является самой простой из 22 арканов. Владыка этой карты — Херу-ра-ха есть солнце духовное, моральное и физическое, владыка жизни, света любви и свободы.
Эта карта, представляет собой вулканический взрыв дионисийского восторга и наполненнности жизнью. По динамизму это наполнение можно было бы сравнить с пятнадцатым арканом, но восторг не омрачен ожиданием неизбежной смерти, как у «дьявола».
Кроули изменяет символику розы и креста, которая теперь не ограничивается цифрой порядка — четыре, а испускает свои лучи во все стороны. Дети изображенные на карте опьянены восторгом и экстазом. Именно в этой карте безраздельно владычествует побеждающий солнечный ребёнок Гор — повелитель нового эона.
Девятнадцатый аркан, это архетип спонтанности, творчества и игры, что отчасти связывает его с первым арканом. Важно расставить приоритеты — в первом аркане доминирующей и определяющей является идея игры, тогда как в девятнадцатом — это идея спонтанности и экстаза. Мы можем вспомнить ту часть учения Ницше, где говориться, что лев, является переходной стадией, но еще не сверхчеловеком, сверхчеловек же подобен не льву-воину, а играющему ребёнку.
Двадцатый век, в преддверье нового эона, был веком борьбы за свободное выражение своих чувств и чувственности и эта борьба продолжается и поныне.
Аркан солнце — это ещё и архетип «Света в конце тоннеля», того взрывного экстатического чувства, которое наполняет сознание, когда после долгого блуждания в потёмках и казалось последняя надежда утрачена, внезапно свет ударяет в глаза, и сознание исполняется невиданным восторгом освобождения и перерождения.
По краям карты изображен зодиак. Войдя в мир девятнадцатого аркана вселенная точно открывается заново преображенному видению мастера. Все теневые аспекты архетипов позади и они предстают в своем первозданном сиянии.
Однако здесь, на этом предельном уровне восторга и освобождения появляется опасность гордыни. Экстаз рано или поздно проходит, но эго пережившее экстаз может утвердиться в своей исключительности и впасть в гордыню. В аналитической психологии это называется «эго-инфляция», когда эго после архитепического переживания ворвавшегося света начинает отождествлять себя с этим светом, что приводит к потере осознанности, раздуванию эго и нереалистичным представлениям о себе. Кастанеда говорил, что когда побеждён первый враг познания — страх, человек знания начинает обретать ясность, и эта ясность может стать его вторым врагом, если он не сохранит частицы критического отношения к себе, а это удаётся немногим.
Внимательный читатель наверняка обратил внимание, что большинство больших арканов связано с процессом трансформации. Трансформация может быть резкая и мучительная, как взорвавшаяся башня, медленная, через гниение и распад, как в 13ом аркане, или легкая, точно воздушный танец безумца, сферы нулевого аркана. Едино одно — это всегда путь к более высокому сознанию. Но солнце, взрыв света, ощущение освободившейся энергии, экстатический взрыв света — это закономерный финал практически любого удачного и завершенного процесса трансформации. Именно поэтому, не смотря на ряд сложных символических тем, Кроули определил эту карту как «самую простую». Выход в свет — закономерный исход любого пути, и один из самых используемых образов в искусстве. Главное только не забыть, что это освобождение и прорыв не окончательны и как бы высоко не удавалось подняться на новом уровне ждёт не беззаботный эдем, а новый этап великой работы, возможно даже более тяжелый чем прежде.
Интерпретация Ханцафа, очень близка — он сопоставляет девятнадцатый аркан с чудом пресуществления, которое способен совершить только по настоящему прошедший все этапы трансформации.
Архетип девятнадцатого аркана в снах, это нечастные оптимистичные сны, где изначально мрачные декорации, вдруг оказываются иллюзорными, и сознание вдруг находит неожиданно решение. Это сопровождается особым переживанием несколько похожим на то, что связано с действием нулевого аркана, однако освободившаяся энергия в этом случае гораздо более осязаема и не столь воздушна — это не лёгкий ветерок, а жар, который появляется из ниоткуда после долгого заледенения.