Карты Таро: Опыт толкования старших Арканов (Вожделение)
Вожделение
Соответствия по Liber 777:
Буква Тет,
Значение – змей,
Управитель – лев,
Положение на древе – Хесед – Гебура,
Цвета – желто-зеленоватый, Тёмно-пурпурный,
Египетские боги – Ра-Гор Кхуит, Пешт, Сехмет, Мау,
Индийские боги – Вишну,
Медитация – труп изглоданный дикими зверями,
Греческие боги – Деметра (как рождённая львами),
Римские боги – Венера (представляющая огонь вулкана),
Животные – лев (страж огня),
Растения – лотос,
Драгоценные камни – кошачий глаз,
Магическое оружие – предворительные операции,
Ароматы – Ладан,
Снадобья – все тонизирующие средства,
Магические силы – приручение диких зверей,
Тело человека – сердце,
Мифические существа – драконы,
Болезни в случае неправильной работы – обморок, проблемы с сердцем,
Смягчай энергию любовью; пусть любовь всё пожирает.
Поклоняйся имени ABRAHADABRA Квадратному, мистическому, чудесному
И имени Его дома 418
Возможные значения при девинации: “Храбрость, сила, энергия и действие, великая страсть, прибегание к магии, применение магической силы” Алистер Кроули “Книга Тота”)
Для полного понимания этого аркана, необходимо осмыслить его образыв старом и новом варианте. Ветхий прототип “вожделения” назывался “Сила” и изображал женщину разрывающую пасть льву. Это символизировало, противостояние инстинктивной и духовной составляющих человека, его изначальный внутренний раскол. Здесь может быть проведена некоторая параллель с шестым арканом, но на самом деле природа этого раскола несколько иная, и была свойственна только прошлому эону.
Надо сказать,ч то не все исследователи одинаково интерпретируют эту карту – к примеру Хайо Банцхаф, назвал главу посвященную этой карте – “гибрид”, и рассматривал взаимодействие женщины и льва не как противостояние, но как единство. По его мнению, которое не совсем соответствует изображению, это взаимодействие не противоборство, но напротив любовь.
Сама идея Банцхаяфа очень мудра – но если применить эту интерпретацию к карте старого эона получается явное противоречие, ибо изображенное противоборство на карте “сила”, трудно отнести к любви и гармонии. Здесь, как нигде видна слабость и сила исследования Ба6цхафа – как юнгианец и как интеллектуал он является одним из пионеров нового эона, но используя ветхую колоду он заливает новое вино в старые меха, что иногда приводит к таким противоречиям. Если бы он основал свои исследования на колоде Кроули, его интуитивные прозрения получили бы твёрдую почву.
В колоде Тота, знак льва всё так же покровительствует этой карте, но на ней изображен не лев, но Великий Зверь о семи головах, и с ним неразрывно слита в экстазе любви владычица наша Бабалон. Стоит бегло взглянуть на две карты – старую и новую, чтобы понять, что само название “гибрид”, которое употребляет Банцхаф, применимо только к колоде Кроули.
Сейчас на стыке эонов возникла актуальная необходимость переосмысления образов великого Зверя и Вавилонской Блудницы из апокалипсиса. Не только Кроули, но и Юнг понял несостоятельность дуализма Иоанна богослова и невротичность его дбиссоциированной позиции. Согласно Кроули Иоанн находился на очень низкой ступени посвящения, согласно Юнгу – страдал невротической диссоциацией. Наиболее точной фразой Юнга является утверждение, что “уничтожение в финале апокалипсиса Иоанна, вавилонской блудницы, есть уничтожение жизни вообще”. То есть Юнг напрямую соотносит Вавилонскую блудницу с самой жизнью и подательницей жизни, что полностью соответствует святому закону Телемы и нашему символу веры.
За этой религиозной проблемой стоит и проблема психологическая. Сейчас, как никогда необходимо изменение отношения к сексуальности и инстинкту вообще. Мыслящему человеку очевидно, что антижизненная позиция христианства видящая в плоти и сексе грех преступна, и ведёт вовсе не к “духовности”, но к лицемерию, ханжеству и невротическим расстройствам.
Алистер Кроули был первым, кто поднял вопрос о переоценки ценностей в этой области, и святости сексуальности, он был единственным кто в соответствии со своим первым магическим именем смог выдержать эту схватку с системой, порожденной демоном христом. Достаточно вспомнить печальную судьбу многих современников Кроули, например Вильгельма Райха, чтобы понять сколь остра была эта борьба.
Вожделение – это самая сексуальная карта большого аркана – мы видим прекрасную обнаженную женщину, сияющую солнечным светом, она пьяна от своего экстаза, восседает на звере о семи головах, держа в своей руке чашу, от которой во все стороны разбегаются солнечные змеи. Именно в этом образе, есть ключ к разрешению ложного противоборства духа и плоти и медитация на образ одиннадцатого аркана есть лучшее лекарство, избавляющая от любых иллюзий. Не надо быть провидцем, чтобы понять, что связь женщины и Зверя имеет сексуальный характер. Вот что пишет сам Кроули на этот счёт: “В этой карте присутствует божественное опьянение, или экстаз. Женщина показана очень пьяной и совершенно безумной; лев же воспламенен вожделением. Это означает, что описываемая энергия имеет первобытный, созидательный характер; она совершенно независима от критики разума. Карта изображает волю Эона. Фоном служат бескровные образы святых, вся жизнь которых собрана в Святом Граале.
“Знайте же, что избранный жрец и апостол бесконечного пространства есть князь-жрец Зверь, и в женщине его, называемой Багряной Женою, сосредоточена вся сила. Они соберут детей моих в свои объятия; они принесут сияние звезд в сердца человеческие. Ибо он всегда солнце, а она – луна. Но ему – крылатое, тайное пламя, а ей – ниспадающий звездный свет””.
Говоря о сексуальной символике, мы можем провести любопытную мифологическую параллель, между мифами о Бабалон, в апокалипсисе, и талмудическом предании о Лилит. В апокалипсисе, как и на карте одиннадцатого аркана, Жена багряная восседает на Звере, а согласно талмуду конфликт между Лилит и Адамом, произошел на сексуальной почве в связи с предпочтением запретной в патриархальной культуре позы наездницы Для современного человекА, смешение сексуальности и власти кажется верхом варварства, но а имя Лилит, носит не демонический, а романтический окрас – несомненно благодатные энергии нового эона уже делают своё дело.
В лекции о пятом аркане, мы говорили о духовном освобождении женщины, которое есть обязательное условие нового эона, здесь же мы должны рассмотреть и телесное, сексуальное освобождение которое происходит последние пятьдесят лет. Для всякого думающего человека очевидна необходимость полной переоценке сексуальной морали и обретение равноправия в этой области. Сексуальная революция шестидесятых и активное сексуальное просвещение, есть один из аспектов наступающего эона Гора. Подробно тема смены эонов будет рассмотрена в лекции о двадцатом аркане.
В прошлом эоне никто не мог быть и там и тут и в плоти и в духе. Сама структура человеческой психики не позволяла подобного. Сейчас на переходе эонов, происходит эволюция человека, и то, что до этого было неинтегрируемым противостоящим фактором, который должен был быть исключён, сейчас напротив является дополнительной силой, двигающей любую психологическую активность, будь то творчество, научные изыскания либо оккультный путь расширения сознания. В этом основа сексуальной магии, в которой Кроули видел будущее эволюции человечества.
Из литературных образов этому аркану наиболее соответствует Сабина из “Невыносимой лёгкости бытия”. Это образ свободной в сексуальном отношении женщины, которая достигла высокого уровня развития сознания.
Здесь мы имеем дело с любопытным парадоксом. Одиннадцатый аркан по символике, является самым сексуальным арканом, тем не менее, в Liber 777 ему соответствует сердце, тогда как репродуктивные органы соответствуют третьему аркану – императрице. Из снадобий, афродизиаки, так же соответствуют императрице, тогда как “Вожделению соответствуют интеллектуальные возбудители. Более того – и негативная сторона сексуальности, (непристойность, одержимость плотью), отнесено к императрице. В этом парадоксу есть ключ к пониманию парадоксальной природы одиннадцатого аркана, на уровне которого эротизм есть не столько цель, сколько средство, а потому все практики связанные с сексуальной магией, мы можем смело относить к этому архетипу.
Магическая формула вожделения существенно отличается от формулы любви выраженной в символике третьего аркана. Но, чтобы понять суть этой разницы, необходимо отрешиться от всех представлений связанных с любовью и вожделением. Формула любви, подразумевает итоговую аннигиляцию через слияние. Тогда как в формуле вожделение слияние происходит не до конца, и индивидуальность каждой стороны вожделения сохраняется, более того, благодаря обмену энергией усиливается. Если переводить это утверждение в психологическую плоскость, можно сказать, что союз основанный на формуле любви означает полную смерть идентификации мужчины и женщины в процессе любовных отношений. Это может быть и позитивным изменением роста, но в жизни, как правило происходит наоборот, и оба партнёра медленно опускаются, настолько, что не могут видеть дальше материи. В некоторых крайних случаях, формула любви, может даже приводить к смерти, как мы знаем, из большинства трагедий мировой литературы.
Формула вожделения совершенно иная. Это любовь, подчинённая воле, и если опять же переводить на план отношений, партнёры остаются сами собой и черпают друг у друга необходимую силу, вдохновение и страсть, для исполнения своих задач. В качестве примера подобного типа взаимодействия, я обращусь к уже приведённому примеру – образу Сабины в “Невыносимой лёгкости бытия”, её самые страстные романы, били чем то вроде дров для топки художественного вдохновения.
В случае магической работы, несомненно формула любви, является более древней, и более сильной, однако и более опасной, нежели формула вожделения. К формуле любви, имеет смысл обращаться от силы два или три раза в жизни, при котором мы запускаем что-то вроде “закона пиковой дамы”, которая в одних случаях приносит огромный выигрыш, который иначе не может быть достигнут, но так же она и может принести полное банкротство и гибель. Потому каждый внутренний брак, должен быть предварительно протестирован волей, дабы не быть слепым, то есть бессознательным. Подчинение любви воле, и есть формула вожделение, при котором формула любви теряет свою тёмную сторону и становится осознанной и интегрируемой в сознание.
Сновидения связанные с архетипом вожделения, это сексуальные сновидения, в которых при этом секс не является единственной составляющей. Процитированный сон, который я взял за основу в своём художественном произведении, позволяет предельно полно прочувствовать всю суть и мощь данного архетипа:
“Я стою на вершине огромной горы. Мне неведомо как я сюда попал и что ждёт меня в будущем. Я словно оказался в центре мира в точке, где господь встречается с Люцифером. Только здесь жизнь, всё остальное лишь отражение. Ко мне подходит женщина. Никогда я ещё не видел такой женщины, описать её невозможно. Кажется, что в ней объединились предельная чувственность и стальная воля. Я делаю шаг к ней, и желание захватывает меня. Я прикасаюсь к её руке и внезапно она одним движением сбрасывает с себя одежды. Я охвачен желанием, начинаю ласкать её грудь. Внезапно она изменяется в лице и спокойным голосом произносит: “Ты можешь всё”. Я не понимаю о чем они и пытаюсь овладеть ею. Внезапно, резким толчком она сталкивает меня вниз с горы. Я падаю, кажется, бездна раскрывается передо мной, и я лечу в сам центр ада. Я слышу её голос: “Ты можешь всё”. Я лечу вниз всё быстрее, в своём падении я подобен молнии, которая живет только долю секунды и, ударившись о дерево, перестаёт существовать. В моих ушах всё ещё звучит её голос, ты можешь всё. Со мной начинает происходить нечто странное, чем ниже я падаю, тем больше становится моя уверенность, что мне ничего не угрожает. Я могу все, а значит, я могу и летать. Что-то происходит с моим телом, и я начинаю выдавливать из своей спины крылья, как зубную пасту из тюбика. Я испытываю сильную боль, моё тело словно разрывается. В чем-то это подобно родам – я в муках рожаю крылья. Внизу ад. За какую-то долю секунды, мне удаётся сделать взмах крылом и холодные бивни камней, которые ещё бы доля секунды и утолили свою вековую жажду моей кровью, остались далеко внизу и я со скоростью мысли устремляюсь в небеса”. Это типичная и наиболее яркая иллюстрация одиннадцатого аркана. Тем не менее его символика в сновидениях не ограничивается сексуальной образностью – например образ животных из семейства кошачьих, практически всегда принадлежат к этому архетипу. Это могут быть помощники или наоборот противостоящие – в тех случаях, когда в мышлении сновидца не преодолены установки старого эона.
Другой сон: я нахожусь у себя дома в кухне. Внезапно в моих глазах темнеет и я понимаю, что в кухне появилась крыса мутант, которая пришла меня убить. Ужас – я изо всех сил сражаюсь с ней, она кусает меня, но я продолжаю битву, пока наконец не выталкиваю её из окна. Я вижу, что крыса лежит на асфальте и встаёт, готовясь к прыжку. Я понимаю, что теперь меня ничто не спасёт, и готовлюсь принять последний бой, как вдруг вижу, что к крысе подходит кошка. Я готов кинуть в эту кошку чем нибудь, чтобы остановить – ведь эта крыса бессмертна, а значит кошка которая к ней подходит обречена на смерть. Но к своему удивлению, я вижу, что крыса ничего не может сделать против кошки и та без труда перекусывает ей горло и взяв в зубы уносит куда-то далеко. С чувством облегчения, я просыпаюсь”. В этом сне нет эротической образности, но появление кошки, так же наводит нас на идею одиннадцатого аркана. В образе крысы сновидцу предстала всё зло его природы, как известно во всех мифологиях, крысы представлены как символ чумы и зла. Эго может только временно вытеснить эту фигуру со своей территории, и следующая атака очевидно будет более разрушительной. Однако кошка – священное животное всех, богинь связанных с очищенной сексуальностью легко, даже играючи нейтрализует грозного врага, который в её зубах оказывается обычной беспомощной мышью. В этом сне, не напрямую, но через образ показана идея близкая к первому сну – искупления через принятие эротизма.